Как продать ручку кому угодно

Как продать ручку: 10 потрясающих историй

Сегодня я расскажу тебе 10 удивительных историй о том, как продать что угодно и кому угодно. Эти люди своим примером доказали, что это возможно, значит — сможешь и ты!

Как продать кому угодно и что угодно

1. Не бывает недостатков, бывают уникальные свойства

В 1941 году в фирму рассылок «Джей Уолтер Томпсон» (JWT) устроился молодой Джеймс Янг. Одновременно с ним в компанию пришла партия яблок, побитых морозом и покрытых черными пятнами. Фрукты предназначались для отправки заказчикам, но, увидев, в каком они состоянии, менеджеры JWT ужаснулись. Они хотели было залить яблоки зеленым воском и разослать в таком виде, но потом их осенила идея получше — поручить реализацию яблок новичку. Янг нашёл идею получше. Он отправил яблоки клиентам, сопроводив посылки письмом:

«Обратите внимание на эти пятна. Они указывают на то, что яблоки выращены в горах, при резких перепадах температур. Благодаря этому яблоки приобретают характерную для них сочность, сахаристость и аромат. Если окажется, что все сказанное нами не соответствует действительности, вы можете отослать весь товар назад».

как продать ручку 10 удивительных историй

Конечно, ни один из заказчиков не вернул яблоки. Более того, почти все заказы на яблоки следующего урожая сопровождались припиской: «Пришлите и в этот раз с пятнышками».

Вывод первый: будь честным, если хочешь, чтобы покупатель пришёл к тебе ещё раз.

2. Будь заметным

В 1931 году были придуманы первые каталоги товаров. Тогда их еще не рассылали по почте, а продавали в книжных лавках. Купил, отметил заказ, отдал рассыльному… Одно неудобно: каталогов было слишком много, от них рябило в глазах. Кончилось тем, что книготорговцы стали просто складывать их стопкой — пусть люди сами выуживают то, что им нужно. К радости перфекционистов, каталоги были одного формата, и стопки получались на загляденье ровными. Настолько, что покупателям было даже как-то неловко их ворошить — они брали верхний каталог и уходили.

Увидев это однажды, издатель 3Suisses вдвое уменьшил формат своих каталогов, так что продавцы книжных лавок вынуждены были класть их наверх стопки — ведь иначе стопка просто разваливалась! Благодаря этому, казалось бы, нехитрому трюку дела 3Suisses быстро пошли в гору.

Вывод второй: ищи необычные решения.

3. Извлекай выгоду из собственных ошибок

Пока в мир не пришли телевизоры и Институт имени Эрисмана, производителям мыла приходилось долго убеждать покупателей в том, что их продукт — самый лучший.

На заре маркетинга мыловары шли на чудовищные ухищрения, чтобы продать людям пару лишних брусочков. Тяжелее всего пришлось в 1879 году Харли Проктеру, который тогда еще не встретил Гэмбла и был всего лишь мелким дельцом. Получив в наследство от отца мыловаренный бизнес, юноша ума не мог приложить, что с ним делать.

В результате товар неделями лежал на складах, а на заводах стали случаться простои. Как-то раз один из чанов продержали на огне дольше обычного, отчего в мыльной массе образовались пузырьки, а отдушки выпарились. Получившийся сорт мыла оказался непривычно белым, нейтральным по запаху и очень лёгким. Харли хотел было вылить содержимое чана в выгребную яму, но на стадии охлаждения заметил, что мыло не тонет в ледяной воде, а собирается комками на поверхности и плавает. Тогда он создал новую марку мыла — Ivory. И стал продавать ее под слоганом «Мыло, которое не тонет!».

первая реклама мыло ivory проктер энд гэмбл

Благодарные домохозяйки, уставшие ловить на дне раковин скользкие обмылки, тут же отправились к Харли за новинкой. Так называемая ошибка принесла бизнесмену около 7 миллионов долларов!

Вывод третий: замечай нюансы и учись пользоваться ими!

4. Проявляй заботу

В 1929 году на экранах появился первый мультипликационный герой, на которого хотели быть похожими дети, — лупоглазый морячок Папай. Никаким морячком он, строго говоря, не был — так, служитель лодочной станции. Но героический образ Папая это не разрушало. В каждом новом мультике этот человечек с неимоверно перекачанными мышцами умудрялся обходить толстяка-злодея Блуто. И хотя обидчик был в три раза больше, победа всегда давалась Папаю легко: ведь он ел шпинат, заряжающий человека сверхсилой!

Более мощной пропаганды здорового образа жизни Америка не видела никогда. Морячка провозгласили секс-символом эпохи, а его создателя Макса Флейшера — борцом за оздоровление нации.

моряк папай реклама шпината

Так Spinach Can стала первой в истории компанией, которая продвигалась за счёт скрытой рекламы в кино. Флейшер, надо сказать, получал немалые отчисления от компании, которая ещё и спонсировала работу художников! А те стали изображать банку живительного шпината в руках Папая не как придется, а по образу и подобию продукта Spinach Can.

Компания получает дивиденды с идеи и по сей день.

Вывод четвёртый: проявляй неподдельную заботу.

5. Заставь всех говорить о тебе

Креативный директор агентства Crispin Porter +Bogusky является, пожалуй, самой любопытной фигурой современного маркетинга. Про Алекса, сравнительно молодого человека, рассказывают удивительные вещи. Говорят, он устроился на работу в агентство, тогда еще принадлежавшее только Криспину и Портеру, вообще не имея за плечами опыта в рекламном бизнесе.

Он просто прислал отцам-основателям свою визитку с одним скругленным углом и надписью: «На 25% безопаснее всех прочих визиток!» И якобы только благодаря этому сразу же получил пост директора. Впрочем, эта история может оказаться мифом — в отличие от истории с Mini Cooper, действительно имевшей место.

Когда в 2001 году Алекс получил заказ на раскрутку этих машин в Америке, там уже вовсю шла рекламная кампания главного конкурента Mini — Volkswagen. Разведка доложила Богуски, что соваться на телевидение не имеет смысла: лучшее время для рекламы (во время трансляции финала Суперкубка по американскому футболу) уже куплено Volkswagen. Тогда Богуски придумал обходной маневр. Он выкупил несколько трибун в разных местах стадиона и разместил на них помосты с Mini Соорег.

Создавалось впечатление, что глазастые машинки наблюдают за матчем. В итоге все спортивные телеканалы сочли своим долгом уделить Mini несколько минут в своих трансляциях. Дорогостоящее эфирное время досталось автомобилям абсолютно бесплатно! Богуски стал одним из самых востребованных рекламщиков современного мира.

Вывод пятый: ищи творческие решения.

6. Устрой эффектную демонстрацию

В 1957 году компания Sony сгоряча провозгласила наступление эры карманной техники и анонсировала выпуск транзисторного радиоприемника, который можно будет всюду носить с собой. Это сейчас словосочетание «карманная техника» не кажется крамольным. А в те времена, когда батарейки были размером с фотокамеру, а камеры — с чемодан, заявление было поистине смелым. Увы, когда инженеры Sony собрали приёмник, выяснилось, что в карман стандартной рубашки он не помещается. Избежать всеобщего разочарования удалось исключительно благодаря смекалке Акио Мориты, одного из боссов компании. Он предложил распространять приёмник не через магазины техники, а с помощью менеджеров по продажам.

камера Sony Акио Морита

Шесть тысяч человек по всему миру должны были стучаться в незнакомые дома и предлагать хозяевам новый приемник, который «очень легко помещается в карман». С этими словами продавец должен был несколько раз достать коробочку с транзистором из кармана рубашки, а потом положить ее обратно. Сделать это было несложно: ведь для каждого сотрудника Sony подготовила специальные рубашки с увеличенным карманом! Из четырех тысяч человек, купивших приёмник в первый же день продаж, ни один не заметил подвоха, его пару часов спустя, списали на неправильный крой своих рубашек.

Вывод шестой: показывай свой товар с самой необычной стороны.

7. Устрой мозговой штурм

Гениальная идея, принесшая рекламному агентству Batton, Barton & Osbourne полмиллиона долларов, зародилась, согласно легенде, в голове юноши-курьера. А дело было так. В 1957 году американская фирма Henckels выпустила партию ножей для чистки картофеля. Они были удобными и жутко футуристичными: пластиковая ручка, лезвие, которое само затачивается. Первая партия была раскуплена за неделю, но потом ножи перестали брать.

Henckels оказалась заложником своих инноваций: ножи были так хороши, что хозяйки не меняли их на новые. Когда призрак банкротства уже стоял над боссами Henckels с картофелечисткой у горла, им пришло в голову попросить совета у Брюса Бартона и его рекламного агентства. Поразмышляв над проблемой неделю, Бартон сдался и устроил первый в истории маркетинга мозговой штурм. В течение 16 часов сотня сотрудников ВВ&О ходила по коридорам, выкрикивая свои ассоциации со словами «нож», «картофель» и «чистка».

Наконец один из курьеров предложил гениальное решение — покрасить ручки ножей в цвет картофельных очисток. Это помогло: домохозяйки стали случайно выбрасывать ножи вместе с кожурой и мчаться в магазин за новыми. А Брюс Бартон написал книгу о мозговом штурме и до конца жизни жил на гонорары. А это он на тренировке:

Брюс Бартон автор Мозгового штурма

Вывод седьмой: гениальная идея может прийти неожиданно и кому угодно.

8. Заготовь пути к отступлению

Человечество всегда с недоверием относилось к новинкам. Но, пожалуй, ничто не встретило такого отторжения, как нейлоновые чулки. Прочный, почти космический материал диких расцветок долго не мог составить серьезной конкуренции традиционному шелку. В 1962 году нейлон пришел в холодную Швецию, где женщины ходили в чулках даже летом. Но выяснилось, что он и там никому не нужен. Тогда производители чулок обратились к шведскому телевидению.

Работники долгое время не знали, как организовать рекламную кампанию. Расхваливание преимуществ нейлоновых чулок перед шелковыми было бы ложью, за которую в то время очень строго наказывали. Тогда телевизионщики нашли изящное решение. 1 апреля они объявили, что «черно-белый экран вашего телевизора можно превратить в цветной, натянув на него несколько нейлоновых чулков разного цвета». В тот же вечер тысячи доверчивых зрителей бросились в магазин за чулками. А на следующий день те же тысячи зрителей — правда, на сей раз негодующих — пошли штурмом на здание телецентра: ведь даже комбинация красного, зеленого и синего чулок не привнесла в их жизнь красок.

Но работники телецентра с заранее заготовленными улыбками открестились от своей рекламы на всю страну: «Да вы что, ребят, это была шутка!» Обманутым шведским женщинам только и оставалось, что начать носить нейлоновые чулки — не выкидывать же их. Со временем новинка даже вошла в моду.

Вывод восьмой: юмор спасает ситуацию.

9. Компрометируй конкурентов

Красноносый клоун Рональд из McDonald’s — не единственный цирковой работник в рекламы. Задолго до него, в XIX веке, к продвижению брендов приложил свою ловкую руку Финеас Барнум. В обычной жизни этот человек был цирковым артистом — ездил по Штатам и отыскивал уродов, и силачей, чтобы вывести их на большую арену. Но иногда Финеас превращался в специалиста по маркетингу. Так было и в 1890 году, когда к Барнуму пришел владелец заводов-пароходов Честер Дитс, зарабатывавший на жизнь ловлей белого лосося.

Барнум Тейлор Финеас

С заработками у него, надо сказать, было плохо. К тому времени, как он открыл свой бизнес, вся Америка была уже завалена розовым лососем. Белая рыба на фоне семги выглядела несвежей и расходилась плохо. За какие-то 15% от будущей выручки Барнум нашел простое и изящное решение — предложил паковать белую лососину в банки с надписью: «Единственный лосось, который не розовеет от контакта с упаковкой!»

Консервы стали продаваться так хорошо, что заводы Дитса едва успевали справляться с количеством заказов. Гонорара, полученного за идею, Барнуму хватило до конца жизни — впрочем, умер он в 1891 году.

Вывод девятый: даже когда всё потеряно, можно найти необычное решение.

10. Проводи разведку на местности

Куда было деваться после развала Третьего рейха австрийскому художнику, асу военно-промышленного дизайна, чьим излюбленным делом было нанесение звездочек на фюзеляжи? Только в Италию — страну, самым гуманным образом обошедшуюся со своими фашистами. Так и сделал военный дизайнер Соттсасс: после Второй мировой он тайком перебрался на Апеннины и устроился на работу в фирму Olivetti.

Первым же заказом Этторе было обновление дизайна механического будильника, который чрезвычайно плохо продавался. Осмотрев товар со всех сторон и не найдя в нем изъянов, художник отправился в ближайший часовой магазин и залег в засаду. Там он с удивлением обнаружил, что все (без исключения!) покупатели, прежде чем купить будильник, проверяют его на вес. Легкие модели, в число которых входил и Olivetti, просто не внушали людям доверия.

Тогда Соттсасс впаял в будильник свинцовую чушку и принёс его лично Адриано Оливетти. «Ну и где ваш хвалённый дизайн?» — спросил тот. «Все, больше ничего не надо, так он будет продаваться!» — заявил Соттсасс. И оказался прав, за что получил пожизненную пенсию от Olivetti и славу основателя нового направления в дизайне. Это сам Соттсасс:

Соттсасс Этторе

Вывод десятый: общайся с покупателями.

А какая история зацепила тебя больше всех? Делись в комментариях и рассказывай друзьям!